По легенде, которая вполне может оказаться правдой, когда было принято решение о строительстве в Санкт-Петербурге католического кафедрального собора, император приказал построить его так, чтобы его не было видно. Воля российского самодержца была исполнена. Так и появился в городе на Неве католический Китеж.
С 1849 года, по предложению императора Николая I, глава Католической Церкви на территории Российской Империи митрополит Могилевский Казимир Дмоховский, перенес свою резиденцию в Санкт-Петербург, которая разместилась в здании на набережной реки Фонтанки, 118, купленном у наследников известнейшего российского поэта Гавриила Романовича Державина. Папа Пий IX 14 ноября 1873 года подтвердил перенос кафедры в российскую столицу, сохранив за архиепархией название "Могилевская". Строительство собора, на территории примыкавшей к резиденции архиепископа, и которому суждено было стать кафедральным, началось 2 августа 1870 года. В этот летний день по поручению администратора архиепархии епископа Иосифа Станевского, прелатом Юлианом Васильковским, в присутствии многочисленного столичного духовенства и приглашенных гостей, в основание церкви был заложен первый камень. Храм сооружался по проекту архитектора Василия Ивановича Собольщикова, после смерти которого, в 1872 году строительством руководил академик архитектуры Евграф Сергеевич Воротилов.В марте 1873 года императором Александром II было подписано "Высочайшее повеление", которым построенному на 1-ой Роте Измайловского полка храму, примыкавшему к зданию Консистории Могилевской архиепархии, был передан статус митрополичьего архикафедрального собора и название Успения Пресвятой Девы Марии от выполнявшего эту роль храма в Могилеве. Из белорусского собора в столицу были перевезены утварь и предметы церковного обихода, необходимые для богослужений с участием архиепископа. Новый кафедральный собор был торжественно освящен митрополитом Могилевским Антонием Фиалковским 12 апреля 1873 года.
Собор имел в плане форму латинского креста и был объединен единым входом со зданием епархиального управления. В главном алтаре, выложенном из каррарского мрамора, был установлена копия с картины Мурильо "Успение Божией Матери", боковые алтари святых Антония Падуанского и Иосифа Обручника так же украшали копии с известных картин Мурильо и Гвидо Рени. В одном их пределов церкви находился образ "Распятие", копия с картины Карла Брюллова. Сам собор был богато оформлен, а совершаемые в нем богослужения сопровождал орган фабрики Валькера на 23 голоса с 2-мя клавиатурами. Через несколько лет в собор были перенесены частицы мощей святых Апостола Фаддея, Григория Назианского, Флориана, Станислава, Казимира, Иоанна Кентского и Станислава Костки.
Первоначально храм не являлся приходским и надзор за богослужениями и имуществом осуществлял назначаемый митрополитом препозит, из членов Духовной Коллегии, а затем после переезда на 1-ю Роту в начале XX века семинарии, ее ректор. Первым препозитом был назначен прелат Врублевский.
Богослужения в храме посещали в основном католики-рабочие с новых предприятий, появившихся в районе Обводного канала, Московской и Нарвской застав, а так же студенты близлежащих институтов и военнослужащие католического вероисповедания из расположенных вокруг казарм Измайловского, Семеновского и Егерского полков. В выходные и праздничные дни на Мессы одновременно приходило свыше 1.000 человек, в то время как храм по проекту мог вместить не более 750-ти. В итоге многие стояли на лестнице, а то и на улице. В 1891 году было принято решение о расширении собора, по проекту Антона Доминиковича Фиалковского. Работы начались в 1896 году. Во время ремонта богослужения проходили в зале епархиального управления, который, естественно, не вмещал всех желающих. После нескольких случаев обмороков у молящихся, перестройку церкви было решено завершить как можно скорее. В преддверии Рождества Христова - 23 декабря 1897 года - обновленный собор был освящен епископом Карлом Недзялковским. Вместимость храма была увеличена с 750 до 1.500 человек. Были пристроены боковые приделы, увеличены хоры, паркет был заменен мозаичными плитами, вместо деревянного потолка были установлены бетонные своды. Так же были заменены боковые алтари, кроме того, их украсили бронзовыми статуями. Росписью храма занялась мастерская при Императорском Обществе Поощрения Художников.
Однако количество приходящих на богослужения верующих постоянно росло. В праздничные и воскресные дни Мессы совершались каждый час-полтора. Проповеди читались на польском, литовском и даже, по всей видимости, русском языках.
В 1902 году в дом на 1-ой Роте, где размещалась Могилевская консистория была переведена Митрополичья Духовная семинария, размещавшаяся до этого на Екатерингофском проспекте, а консистория переехала напротив - в дом 118 по набережной Фонтанки. Храм стал приходским, а его первым настоятелем был назначен ректор семинарии о.Витольд Эрдман, исполнявший до этого времени обязанности препозита. Границы прихода включали в себя 190 улиц в районе от Александро-Невской до Московской и Нарвской застав города.
Согласно "Директорию Могилевской Архиепархии" в 1914 году церковь Успения Пресвятой Девы Марии насчитывала 15.800 прихожан. Однако с началом I Мировой войны, за счет беженцев, количество католиков в городе на Неве значительно увеличилось. По мнению настоятеля Успенского собора о.Михаила Дукальского в 1916 году их было более 20.000. Он распространил среди прихожан церкви 26.000 анкет, с целью провести опрос. Однако возвращена была всего лишь 2.621 анкета. Отец Михаил сетовал на низкое самосознание прихожан и обширность прихода и полагал, что необходимо увеличить цифру в 10 раз, что бы получить истинное количество людей посещающих богослужения. Так или иначе, даже на основе полученных данных можно представить себе состав прихода.
Из 2.621 человека, заполнившего анкету, было:
1.140 мужчин и 1.481 женщина;
1.791 из них были поляками, 639 литовцами, 121 латышами, 70 принадлежали к иным национальностям;
219 из них были дворянами, 190 мещанами, 2212 крестьянами и 371 учащимися различных столичных заведений.
Октябрьская революция 1917 года принесла большие изменения в жизнь Католической Церкви в столице России, а так же прихода Успения Пресвятой Девы Марии. В 1918 году была закрыта семинария, а ее помещения были переданы под жилой фонд. 5 декабря 1922 года собор, несмотря на сопротивление прихожан, был закрыт и опечатан, а священники задержаны. Однако, через некоторое время, после долгой борьбы, церковь удалось отстоять и она была вновь открыта 2 июня 1923 года. Несмотря на репрессии и эмиграцию, количество прихожан к этому времени составляло 3.000 человек. Через несколько лет 12 сентября 1929 года Президиум Московско-Нарвского района рассмотрел вопрос о закрытии Успенского собора. Основанием к закрытию храма, естественно, послужило требование рабочих, а так же непосредственная близость храма к жилому дому (бывшей семинарии!). Ровно через месяц Президиум Ленсовета принял решение о закрытии храма, и церковь была окончательно закрыта в январе 1930 года. Большая часть имущества была передана в Русский музей, а на 14 подводах весом 18 тонн в Государственный книжный фонд были вывезены книги из библиотеки собора и семинарии. При изъятии книг были обнаружены спрятанные прихожанами и священниками предметы церковной утвари. Собор закрывался с тем, что бы его здание использовать для культурно-просветительского центра национальных меньшинств Московско-Нарвского района, однако передали его конструкторскому бюро. Во время Великой Отечественной войны здание церкви сильно пострадало от метких попаданий фашистских бомб и снарядов. После войны для приспособления здания собора под нужды конструкторского бюро и института, оно было разделено перекрытиями и многочисленными перегородками, также были пробиты дополнительные окна. Большой ущерб зданию нанесла попытка его временного арендатора - банка соорудить в нем стационарные сейфы-хранилища.
В 1994 году началось возрождение собора, тогда был образован и зарегистрирован приход "Успения Пресвятой Девы Марии". В сентябре 1995 году Правительством Санкт-Петербурга здание церкви было возвращено верующим. Настоятелем прихода был назначен о.Стефан Катинель. В невероятно короткие сроки были проведены ремонтно-восстановительные работы и 16 февраля 1997 года в храме возобновились богослужения. 24 мая 1998 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич в сослужении многочисленного духовенства повторно освятил собор Успения Пресвятой Девы Марии. На торжественной Мессе кроме многочисленных иерархов Католической Церкви из разных стран мира присутствовал и православный архиепископ Михаил (Мудьюгин), а так же губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Яковлев. Через несколько месяцев в центральный алтарь были торжественно помещены частички мощей святых Апостолов Петра, Иоанна, Фаддея , Андрея и Павла, а так же святых Адальберта и Зенона.
Михаил Фатеев